Cheko2.ru » Как проверить термостат

Как проверить термостат

Как проверить термостат
Время на прочтение: 7 минут(ы)

Проведение регулярных проверок правильной работы термостата позволяет предотвратить перегрев двигателя, а также снизить время его прогрева. Также это позволит сделать работу печки максимально эффективной. Важную роль термостат отыгрывает и в контроле температурного режима системы охлаждения, что влияет на рабочий ресурс двигателя. Именно поэтому каждому автовладельцу нужно знать способы, как проверить термостат.

Термостат - как проверить
Термостат

Соответственно, необходимо четко понимать назначение термостата, его конструктивные особенности, а также возможные причины и признаки поломки. Важно запомнить несколько способов как проверить термостат на работоспособность в домашних условиях. Это позволит своевременно обнаружить неисправность и провести проверку и замену термостата при необходимости, предотвратив более серьезные проблемы.

Термостат – функции и назначение

Термостат – это своеобразный клапан, который предназначен для разделения большого и малого контуров в системе охлаждения. При достижении температуры охлаждающей жидкости в малом круге (рубашка двигателя и радиатор печки) в 80-95 градусов (в зависимости от показателей термостата) происходит плавное открывание термостата. При этом часть жидкости начинает поступать в большой контур, включающий радиатор охлаждения с вентилятором, а также расширительный бачок. Когда остывшая в радиаторе жидкость вновь попадает к термостату, он начинает реагировать на изменение температуры и плавно закрываться.

Термостат в корпусе
Термостат в корпусе

Основные функции термостата автомобиля можно разделить на такие виды:

  • Ограничение поступления охлаждающей жидкости до прогрева двигателя. Термостат перекрывает доступ ОЖ к большому кругу пока температура жидкости не достигнет определенных параметров. Это способствует максимально быстрому прогреву двигателя, поскольку в малом контуре циркулирует относительно небольшое количество жидкости. При этом она дополнительно не остывает в радиаторе.
  • Термостат способствует и максимально быстро прогреванию печки, радиатор которой включен в малый контур системы охлаждения.
  • Препятствует перегреву двигателя. Когда температура достигает определенной отметки, термостат начинает открываться и пропускать часть жидкости в большой контур. В него включен радиатор охлаждения и вентилятор, что способствует охлаждению нагретой жидкости. Таким образом поддерживается оптимальная температура.
  • При сильном снижении температуры в большом контуре термостат постепенно закрывается. Больший объем жидкости снова идет по малому кругу и нагревается. Это позволяет сохранять стабильные температурные показатели.

Именно так и выглядят основные функции термостата автомобиля. Хотя ускоренное прогревание двигателя и печки можно отнести к второстепенным.

Устройство термостата и принцип работы

Конструкция термостата в его самом простом классическом исполнении состоит из таких деталей:

  • Корпус.
  • Клапан тарельчатого типа.
  • Возвратная пружина.
  • Шток клапанов.
  • Капсула с термочувствительным элементом.
Полное устройство термостата
Полное устройство термостата

Расположен термостат в системе охлаждения таким образом, чтобы предотвратить попадание охлаждающей жидкости в большой круг циркуляции до момента ее нагревания. Установка термостатов с двумя клапанами проводится таким образом, чтобы при попадании жидкости в большой круг она также попадала и в малый.

Принцип работы термостата заключается в постепенном открывании при нагреве охлаждающей жидкости до заданной температуры. Если температура находится ниже заданных параметров, то возвратная пружина прижимает тарельчатый клапан, перекрывая большой круг.

При повышении температуры выше установленных параметров происходит изменение объема термочувствительного элемента. Он начинает воздействовать на шток клапана, что позволяет сжимать пружина. Соответственно, происходит постепенное открытие тарельчатого клапана. Это приводит к попаданию определенного объема охлаждающей жидкости в большой контур циркуляции. Там расположен радиатор охлаждения и вентилятор, что позволяет эффективно охлаждать жидкость.

Когда температура ОЖ достигает предельного значения термостат открывается максимально. Это обеспечивает прохождение максимального объема жидкости в радиатор и ее активное охлаждение.

При охлаждении жидкости происходит уменьшение объема термочувствительного элемента. Пропорционально снижается и воздействие на шток, пружина начинает постепенно прижимать тарельчатый клапан. Происходит постепенное закрытие термостата.

Типичные поломки термостата и их признаки

Несмотря на то, что конструкция термостата имеет довольно простую конструкцию, он не защищен от поломок полностью. Любая неисправность термостата может привести е нарушению температурного режима двигателя, что сократит срок его эксплуатации или приведет к критической поломке.

Целый (слева) и изношенный (справа) термостаты
Целый (слева) и изношенный (справа) термостаты

Среди основных неисправностей термостата и их признаков можно выделить такие:

  • Термостат заклинило в открытом положении. Долго прогревается двигатель, в зимнее время прогреть его не удается совсем. Ухудшается работа печки.
  • Заклинивание термостата в закрытом положении. Можно определить по постоянному перегреву двигателя. Стрелка (или цифровой показатель с температурой) зашкаливает, но радиатор остается прохладным, вентилятор охлаждения не запускается.
  • Преждевременное открытие термостата. Двигатель не набирает необходимую температуру, ухудшается работа печки.
  • Термостат открывается поздно. Двигатель работает на максимальных температурах, и только при достижении критического значения происходит открытие термостата и включение вентилятора.

Среди основных причин проблем в работе термостата можно выделить три основные поломки детали:

  • Повреждение или износ возвратной пружины.
  • Нарушение герметичности термочувствительного элемента.
  • Образование коррозии на штоке или других элементах.

Стоит заметить, что термостат практически не поддается ремонту, и при наличии поломок подлежит замене.

Как проверить термостат

Существует несколько способов как проверить работоспособность термостата. При этом, сделать это можно не снимая деталь с автомобиля, поскольку далеко не на всех моделях автомобиля сделать это легко. В большинстве случаев для проверки термостата автомобиля можно выполнить даже без дополнительных инструментов или устройств. В то же время максимально точной будет проверка с использованием градусника или мультиметра.

Как проверить термостат не снимая с машины

Среди основных способов, которые позволяют проверить термостат на автомобиле без его снятия можно выделить:

  • Одним из способов, как проверить термостат без снятия является измерение времени прогревания двигателя. Каждый опытный автовладелец знает приблизительное время прогревания силового агрегата своего автомобиля, хотя бы приблизительно. Соответственно, когда двигатель начинает прогреваться заметно дольше, то следует обратить внимание на термостат. Вероятнее всего его заклинило в открытом положении, из-за чего и появилась такая проблема.
Ждем прогревания двигателя
Ждем прогревания двигателя
  • Еще один способ как проверить термостат на автомобиле является мониторинг положения стрелки температуры в движении авто или при кратковременных остановках. Если термостат исправен, то при достижении определенной отметки стрелка должна удерживаться на одной точке без резких колебаний. Единственное исключение – резкое увеличение нагрузки на двигатель.
Отслеживаем температуру двигателя
Отслеживаем температуру двигателя
  • Еще одним вариантом как проверить термостат, не снимая с машины является проверка фактической температуры охлаждающей жидкости. Для этого необходимо найти два патрубка – один из малого контура, второй из большого, например, идущий к радиатору. Проверка выполняется на холодном двигателе. Заводим автомобиль и руками периодически проверяем температуру соответствующих патрубков. Если патрубок малого контура уже теплый, а большого холодный, то можно говорить о том, что термостат не заклинило в приоткрытом или полностью открытом положении. Однако проверить своевременность открытия термостата таким образом не получится, как и то, не заклинило ли его в закрытом положении. При таком способе проверки не следует трогать металлические части.
Проверяем температуру патрубков возле термостата
Проверяем температуру патрубков возле термостата

Это три основные способа проверки термостата без проведения его демонтажа и использования вспомогательных устройств. Достаточно всего лишь имеющегося функционала автомобиля и рук.

Как проверить термостат мультиметром

Есть одни способ как проверить термостат мультиметром. При этом подойдет не любой мультиметр, а также не потребуется снятие термостата. Использоваться будет мультиметр с функцией измерения температуры, который имеет дополнительную пару проводов для подключения. Отличие заключается в том, что на конце дополнительных проводов имеются датчики, реагирующие на изменение температуры.

Мультиметр с температурным датчиком
Мультиметр с температурным датчиком

Провод с датчиком от мультиметра прикрепляется к патрубку малого контура. После этого заводим двигатель и ждем прогревания. Когда на мультиметре температура достигнет определенного значения (от 80 градусов в зависимости от термостата и модели авто), что будет заметно по изменению показателей сопротивления, должен открыться большой круг циркуляции. При этом значения температуры должны колебаться в пределах значения открытия, что можно отслеживать по колебаниям сопротивления. Также происходит включение вентилятора.

Крепим термодатчик к патрубку
Крепим термодатчик к патрубку

Таким образом с помощью мультиметра можно проверить температуру открытия термостата, своевременность его срабатывания. Исключаются проблемы с преждевременным открыванием или заклиниванием в открытом положении.

Также можно проверить термостат пирометром – специальным устройством, позволяющим кроме прочего измерять температуру патрубков в любой точке с небольшого расстояния. Принцип проверки термостата схож с использованием мультиметра.

Как проверить термостат пирометром
Измерение температуры датчика пирометром

Как проверить термостат после его снятия

Самый простой способ как проверить термостат на работоспособность после его снятия заключается в использовании горячей и холодной воды. Потребуется емкость и градусник, можно даже инфракрасный, с возможностью измерения температуры до 100 градусов и выше.

Проверка термостата в кастрюле
Проверка термостата в кастрюле

Перед тем, как проверить термостат в кастрюле, следует также обзавестись кипятильником или газовой горелкой. Размещаем термостат в воду и начинаем ее подогревать, при этом отслеживаем температуру воды. При достижение рабочей температуры (обычно указана на самом термостате), тарельчатый клапан должен начать открываться, что будет заметно невооруженным глазом. Если термостат начал открываться раньше или позже достижения указанной температуры следует его заменить. Особенно если разница составила более 2-3 градусов, которые можно списать на точность измерительных устройств.

После этого термостат помещается в холодную воду. Он должен начать равномерно постепенно закрываться до полностью закрытого положения.

Итог

Термостат является важным элементом системы охлаждения автомобиля. При его неисправности возникают проблемы с перегревом двигателя или невозможностью его достаточного прогрева. Определить неисправность детали можно в процессе эксплуатации автомобиля. Как проверить термостат – есть несколько способов, как для ситуаций без снятия детали, так и для уже снятой. Оставайтесь с Cheko2.ru, впереди еще много интересного.

1 комментарий для “Как проверить термостат”

  1. Уведомление: Почему плохо греет печка авто – причины и решение проблемы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *